Как сегодня Азербайджан восстанавливает территории Карабаха. Эксклюзивный репортаж
Карабах. Время жить и строить
Скоростные трассы, аэропорты, умные поселки, зеленая энергетика — Азербайджанская Республика на территории многострадального Карабаха не просто активно реализует программу «Большое возвращение», а стремится сделать из региона самую передовую часть страны. По приглашению азербайджанской стороны журналисты «СБ. Беларусь сегодня» посетили эти районы, чтобы увидеть, как осуществляется один из самых масштабных на сегодняшний день послевоенных проектов.
Любая война рано или поздно заканчивается. После наступает время возрождения. В случае с Карабахом речь идет даже не о восстановлении, а скорее о возведении нового на месте безвозвратно утерянного. Земля, искореженная военными действиями, требует особого внимания и заботы.
Взрывной риск
Въезд на эти земли разрешен только по специальным пропускам. Через каждые несколько десятков километров — обязательный пост проверки документов. При этом очередей нет — работа по пропуску транспорта идет слаженно. Пока наши документы проверяют в первом пункте, мимо один за другим проезжают грузовики со стройматериалами. Возведение новых сооружений здесь идет 24/7. Отстроить территорию размером с Черногорию Азербайджан планирует в максимально короткие сроки.
Но, возможно, процесс мог бы идти еще быстрее, если бы не минный риск. Неразорвавшиеся боеприпасы и минные поля — отголоски войны, которые сегодня представляют главную сложность во время работ на этих территориях. При въезде в регион проходим небольшой инструктаж: не сходить с дорог, не трогать подозрительные предметы и не отклоняться от маршрута. Пока в среднем по районам разминировано лишь 15 процентов земель. Об этом нам рассказал Халик Зульфугаров, начальник по Агдамскому району Национального Азербайджанского агентства по очистке территорий от мин. АНАМа, как его называют здесь сокращенно, главное ведомство по безопасности в этих краях. В распоряжении у азербайджанских саперов сегодня самое современное оборудование: начиная от дронов и заканчивая машинами для разминирования последних моделей. Процесс очистки идет ускоренными темпами. Тормозит лишь отсутствие точных координат расположения мин. По сведениям представителей АНАМы, на территории Карабаха их установлено около 1 миллиона, выявлено — 80 тысяч.
Сотрудники АНАМы гордятся тем, какую важную миссию они выполняют. В этом процессе задействованы не только саперы. На полигоне, где мы смогли наблюдать ликвидацию найденных мин, удалось пообщаться с военным врачом, который служит в АНАМе с 2014 года. Без скорой помощи не совершается ни один выезд на разминирование. Молодой человек признается, что служит с чувством особой ответственности:
— Эта работа очень опасная, было много угрожающих жизни ситуаций. Но нам не страшно, мы привыкли. Мы должны жить в мире, чтобы все было нормально, в том числе у наших детей. И для этого каждый должен вносить вклад в освоение этих территорий, — говорит Васиф.
Агдам. Минные поля вместо виноградников
В Советском Союзе этот регион был известен виноградом и плодородной почвой. Местные жители уверяют: в земле можно было оставить любую семечку и не переживать — урожай точно будет. И хоть распаханных полей здесь пока не видно, жизнь все равно пробивается вопреки всему. Внутри разрушенных зданий за годы войны успели вырасти деревья. На них — яркие зреющие гранаты.
Сегодня речь о земледелии в этом регионе пока не ведется. Но восстановлению Агдамского региона уделяется особое внимание. Араз Иманов, старший советник спецпредставителя Президента Азербайджана в Карабахе, рассказывает, что согласно программе «Большое возвращение» через Агдамский район будут проходить все основные наземные пути в регионы Карабаха:
— На данный момент в городе возводятся инфраструктурные проекты. Строятся дороги, несколько жилых комплексов, каналы орошения, проводятся электрические кабели. Уже готова школа для 1000 учеников, гостиница с конференц-залом. Большая территория района уже очищена и передана для строительства дорог и коммуникаций. И как только полностью разминируем всю землю, будет проложена прямая дорога из Агдама в Физули.
Двигаемся по территории полностью уничтоженного населенного пункта, фиксируя развалины. Сложно представить, что когда-то это был цветущий шумный город с историческими достопримечательностями. Но в Азербайджане уверены: программа восстановления поможет сделать Агдам еще больше и красивее, чем он был до войны. И реализацию этих планов очень ждут.
Специалисты АНАМы уже обезвредили на территории Карабаха около 80 тысяч мин.
— Мы провели опрос среди вынужденных переселенцев и беженцев, число которых близко к миллиону, чтобы выявить процент желающих вернуться в свои родные края. В результате выяснилось, что 67 процентов опрошенных готовы вернуться без каких-либо условий и ожиданий от правительства Азербайджана. Им просто нужно, чтобы им разрешили въехать на эту территорию для того, чтобы они продолжили свою жизнь здесь. Цифра увеличивается до 98 процентов, когда мы добавляем привилегии и условия, созданные правительством.
Например, возможности для сельскохозяйственной деятельности или же обеспечение жильем, льготы по налогам, таможенным пошлинам, — говорит Араз Иманов.
Физули. Новое дыхание
В разрушенный Физули въезжаем по центральной улице и видим необычную картину: с правой стороны дороги уже почти готовый новый микрорайон (в пятиэтажных домах около 1000 квартир), с левой — обломки зданий, разрушенных в ходе военных действий. Араз Иманов рассказывает, что на месте, где остались части исторических зданий, будет разбит современный парк. Руины (клуба, мечети, завода по производству национальных инструментов и так далее) планируют сохранить как напоминание о произошедшем. Такую идею высказали местные жители во время приезда в город Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. Глава государства поддержал инициативу, она нашла отражение в градостроительном плане.
Араз Иманов с воодушевлением сообщает, что город Физули готовится вот-вот принять очередных переселенцев. А новая школа, рассчитанная на 1000 учеников, построенная для города Узбекистаном, 1 сентября распахнет двери для маленьких физулинцев. В словах официального представителя администрации чувствуется неподдельная радость от происходящих процессов. Эти края для него родные. Мы стоим на возвышенности перед разрушенным городом, и он показывает, в какой именно стороне были дома его дедушек и бабушек и каким он запомнил этот город в детстве.
Быть причастным к восстановлению территорий после войны для него не просто работа, а что-то гораздо большее.
Жизненно важные артерии
Одна из основных частей программы «Большое возвращение», ведущей к возрождению Карабаха, — создание дорожной инфраструктуры. И в этом вопросе Азербайджан развернулся на полную катушку. Скоростные трассы возводятся с космической скоростью. Пока передвигаться по Карабаху возможно в основном по бездорожью (с редким выездом на части готовых хайвеев), однако по количеству строительной техники, задействованной в обустройстве дорожной инфраструктуры, очевидно, что до открытия трасс остались считаные месяцы. О чем говорить, если аэропорт недалеко от Физули возвели за семь месяцев?
Всего на территории азербайджанского Карабаха будет три аэропорта. Второй уже работает в Зангелане. Его, как и аэропорт в Физули, открывали лично Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев и Президент Турецкой Республики Реджеп Эрдоган. Третья воздушная гавань будет построена в Лачине.
Старший советник спецпредставителя Президента Азербайджана говорит, что в восстановлении этих земель помогают многие страны:
— Мы сотрудничаем с государствами как напрямую (с их правительствами), так и с различными компаниями. Активно налажено взаимодействие с Турцией, Казахстаном, Узбекистаном и другими странами. С Российской Федерацией мы также подписали договор о регулярных полетах в Физулинский аэропорт. Но пока из-за минного риска полеты не производятся. Также российские миротворцы помогают в разминировании тех территорий, которые им подконтрольны. Несмотря на то что они там находятся временно, то, что они делают, имеет большое значение для будущего этого региона.
Карабах. Время жить и строить
Скоростные трассы, аэропорты, умные поселки, зеленая энергетика — Азербайджанская Республика на территории многострадального Карабаха не просто активно реализует программу «Большое возвращение», а стремится сделать из региона самую передовую часть страны. По приглашению азербайджанской стороны журналисты «СБ. Беларусь сегодня» посетили эти районы, чтобы увидеть, как осуществляется один из самых масштабных на сегодняшний день послевоенных проектов.
Шуша. Город над бездной
Путь от Физули до Шуши занимает около часа. Авто петляет по горному серпантину, поднимаясь все выше и выше, пока не достигает отметки в 1368 метров над уровнем моря. Город расположен на скале, в предгорьях Карабахского хребта. В Шуше мы знакомимся с руководителем отдела по связям с общественностью и информационному обеспечению одного из городских управлений Самаей Мамедовой. Будучи специалистом высокого уровня, она оставила высокопоставленную должность в Баку и перебралась в эту часть страны, чтобы внести свой вклад в восстановление региона:
— Шуша — это моя любовь. Словами передать это чувство сложно. Когда мне нужно уехать из города, я каждый раз начинаю грустить. Как будто оставляю здесь что-то очень важное.
Самая Мамедова проникновенно рассказывает о каждом из важнейших исторических зданий города. Шуша для Азербайджана — место особое. Его называют духовным центром страны, здесь жили известные культурные деятели Азербайджана. В их числе знаменитый поэт и государственный деятель Молла Панах Вагиф. Его мавзолей, построенный в 1980 е годы по указанию общенационального лидера Гейдара Алиева, был разрушен в ходе военных действий. Однако сегодня он бережно восстановлен благодаря личной инициативе Ильхама Алиева.
Недалеко от мавзолея расположено еще одно место, без которого невозможно представить Шушу, — Джидыр Дюзю. От вида на скалистые Карабахские горы, который открывается на этом месте, захватывает дух. Когда-то здесь проходили скачки.
Во время поездки по строящемуся населенному пункту представитель городской администрации особо подчеркивает, что восстановление Шуши идет с учетом исторической значимости города:
— Здесь будет новая школа на 960 учеников, вот там строится больница, отреставрирована мечеть. К концу года ожидаем первых переселенцев. В данный момент государство строит 23 дома на 450 квартир для коренных шушинцев, которые были вынуждены уехать. В результате первого этапа переселения мы ожидаем 1500 жителей, — рассказывает Самая Мамедова.
Она отмечает, что по плану застройки в Шуше дома могут быть только до 5 этажей и исключительно отменного качества:
— Работы, которые производятся в Карабахском регионе, находятся под контролем нашего Президента. И все — от архитектурных проектов до использованных материалов — на самом высоком уровне.
Лачин. Мечта, которая сбылась
— Я родился здесь и должен был вернуться сюда, жил ради этого дня, — с Рауфом Шахсуваровым мы беседуем, стоя на шумном перекрестке в центре города Лачин. В этом населенном пункте, расположенном в горной местности на границе с Арменией, сегодня также активно ведутся строительные работы. Местный житель рассказывает, что принимал участие в двух азербайджанских войнах, но вернулся в родной город, чтобы отдать долг Лачину как актер и как режиссер:
— С моей профессией я могу жить в любой части Азербайджана, но для меня самое лучшее место там, где я родился.
76 летний Вагид Лачилэ, видя, как мы беседуем, также спешит поделиться своим счастьем. Звучат слова благодарности Президенту Азербайджана и признания о том, как важно касаться ногами родной земли.
Каково это — вернуться в родной город после 30 лет жизни в качестве беженца? Об этом мы беседуем с Октаем Мамедовым, представителем городской администрации Лачина. Он вспоминает, как в 1992 году ему пришлось покинуть дом. Собрал детей, жену, самое необходимое и на машине выехал из города. В Лачине осталось в буквальном смысле все нажитое. А дальше было тяжело. Но Октай Мамедов не сдавался. Он говорит, что все беженцы из Лачина верили, что тот день, когда они воссоединятся в родном городе, обязательно придет:
— Бывшие жители Лачина сейчас проживают в 42 азербайджанских городах, это 3840 семей. В Лачин уже вернулись 223 семьи — 793 человека.
Новых жителей здесь очень ждут. Хотя новыми их и не назовешь: несмотря на 30 лет разлуки они по-прежнему близки. Стороннему наблюдателю сложно было сдержать эмоции, видя, с какой теплотой бывшие соседи встречали друг друга. В город прибыли как непосредственно те, кто был вынужден уехать с началом войны, так и их дети и даже внуки.
77 летняя Фруза Хасанова как раз из тех, кто помнит город до войны. Она спешит поделиться своей радостью с журналистами:
— Мы счастливы вернуться домой, на эту землю. Мечтали об этом всю жизнь. Нам очень нужен этот мир.
Лачинский вечер встречи переселенцев идет плавно и размеренно. Под аплодисменты соседей главы семьи выходят к представителям администрации, чтобы получить ключи от своего нового дома. Вместе с ключами каждый житель получил специальную памятку от АНАМы. Разминирование региона продолжается, безопасность — прежде всего.
Зангелан. Умная деревня
Согласно планам азербайджанского правительства, Карабах должен стать зоной зеленой энергетики и передовых технологий. Чтобы увидеть, как это реализуется на практике, мы посетили одну из деревень Зангеланского района. Предполагается, что этот регион станет центром инноваций в области сельского хозяйства. Одно из нововведений — установка оросительных систем на полях и огородах на окраине села. Также там установлены станции для контроля сельхозвредителей. Уникальность поселения в том, что для его жизнеобеспечения будет использоваться солнечная энергия, ветроэнергетика и гидростанции.
Села Агалы-I, II и III Зангеланского района построены по системе smart. И это не то же самое, что, к примеру, умный дом. Как поясняет Зака Гулуев, сотрудник спецпредставительства Президента Азербайджана в Зангелане, Губадлы и Джабраиле, эта концепция подразумевает обеспечение современного качества жизни людей за счет применения инновационных технологий, используя все собственные ресурсы населенного пункта.
С первого взгляда проект деревни очень напоминает белорусский агрогородок, только с азербайджанским колоритом.
— Здесь уже построено 200 домов, 86 семей переехали. На каждом доме — солнечные панели. Есть школа, детский сад. Планы — расширять поселок и дальше, — рассказывает Зака Гулуев.
В одной из таких умных деревень мы познакомились с Рахилей Алмурадовой. До войны ее работа заключалась в обеспечении телефонной связи:
— Это было прекрасное время. Мы жили тут очень счастливо. Но потом началась война.
Сегодня в новом доме она живет вместе с дочкой и внуками. На прощание Рахиля вручает пакет с овощами со своего огорода, просит сфотографироваться вместе и прислать ей фотографию. А затем обнимает и повторяет снова:
— Хотим, чтобы был мир и чтобы война больше никогда не повторилась.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Республике Беларусь Ульви Бахшалиев:
— Ожидаем, что Беларусь также внесет свой вклад в восстановление территорий Карабаха. Азербайджану интересен опыт строительства белорусских агрогородков. Он востребован при возведении деревень в Карабахе.
По плану I Государственной программы «Большое возвращение» Азербайджанской Республики в 2022 — 2025 годах будут:
- созданы и открыты контрольно-пропускные пункты на государственной границе,
- построены 34 500 квартир и индивидуальных жилых домов,
- утверждены генеральные планы семи городов,
- построен газопровод Агдам-Ханкенди и его ветки,
- построены 197 учебных заведений и др.
Источник: СБ. Беларусь сегодня
[email protected]