MƏQALƏLƏR

Коронавирус и мировая экономика

  • 03.09.2020

Америка стремительно выходит из кризиса
Крупнейшая в мире американская экономика быстро оправляется от вызванного коронавирусом спада. Политики радуются: кризис закончился, не начавшись. Экономисты предупреждают: праздновать нечего, все очень шатко и если прервать денежную терапию раньше времени, шрамы не рассосутся целое поколение.
США уверенно опережают другие страны по числу смертей от Covid-19, а хаотичный ответ Дональда Трампа на крупнейший кризис его президентства уменьшает его шансы переизбраться на второй срок на ноябрьских президентских выборах. Белый дом спешит перевернуть печальную страницу и вернуться к избирательной кампании, основным козырем которой до пандемии и карантина была сильная экономика.
"Ваши доходы немного упали, но мы вернули все обратно. Фондовый рынок бьет рекорды. У нас феноменальная экономика, нас ждет прекрасный третий квартал. И если мы не наделаем глупостей 3 ноября (в день выборов), следующий год для нашей экономики будет лучшим в истории", - сказал Трамп группе сторонников.
Поводы для оптимизма у него есть. Обращения за пособием по безработице снижаются уже 11 недель подряд, розничные продажи взлетели в мае на невиданные 18%, разрешений на строительство жилья выписано аж на 14% больше, а промышленники впервые с февраля демонстрируют в опросах уверенность в будущем.
"У нас отличные шансы на то, что экономика восстановится так же стремительно, как она глохла, - сказал за неделю до митинга Трампа его главный экономический советник Ларри Кадлоу. - Я думаю, во втором полугодии нас ждет солидный рост ВВП процентов на 20, а безработица опустится ниже 10%. 2021-й будет очередным годом солидного, очень солидного роста ", - сказал Кадлоу.

Конец щедрости
В той же статистике, которой хвалятся Трамп и Кадлоу, глава американского центробанка Джером Пауэлл без труда нашел повод для тоски.
Пусть в мае рынок труда восстановился, прибавив 2,5 млн рабочих мест, а безработица сократилась до 13,3%, но ведь еще в феврале она была на рекордно низком уровне 3,5%. За время пандемии 45 млн американцев обратились за пособием.
Промышленное производство пусть и поднялось в мае, но лишь на 1,4%, и по данным центробанка, по-прежнему более чем на 15% ниже, чем в докризисном феврале.
Когда Трамп пришел в власти, он обещал добиться экономического роста "на 4%, а может и на 5% и даже на 6%" в год. В 2018 году он не дотянул до 3%, в 2019-м замедлился до 2,3%.
В текущем, по оценке центробанка, рост и вовсе сменится спадом - на 6,5%. Обрушение деловой активности в текущем втором квартале (за апрель - июнь) будет самым драматичным в современной истории США, предупредил Пауэлл.
"Пока население не поверит, что с вирусом покончено, полное восстановление маловероятно", - предупредил он конгрессменов.
Советник Трампа Кадлоу назвал прогноз главы ФРС "слишком угрюмым". И предложил рецепт оживления экономики: лишить безработных антикризисной надбавки к пособию, благодаря которой средние выплаты достигли 4 тысяч долларов в месяц.
"Такие деньги отбивают всю охоту возвращаться на работу. Мы людям платим, чтобы они не работали. Больше, чем они раньше получали в виде зарплаты, - сказал он. - На пару месяцев это может и полезно, но в конце июля надо положить этому конец".
Чтобы продлить надбавки, нужно утвердить новый пакет помощи в конгрессе, но сторонники Трампа из Республиканской партии пока блокируют одобренный демократами акт. США уже выделили из казны более 3 трлн, но этого недостаточно, уверены многие.
Палата представителей, подконтрольная демократам, уже одобрила очередные 3 трлн долларов антикризисной помощи, однако сенат, в котором большинство у республиканцев, утверждать его отказался, ссылаясь на то, что экономика и без того уже восстанавливается.
Кризис усиливает неравенство и расслоение в обществе, чреватое политическими потрясениями.
"Не все американцы в равной степени ощущают тяготы спада. Скачок безработицы в гораздо более существенной степени затронул наименее обеспеченные семьи, этнические меньшинства и женщин. Если кризис не будет быстро преодолен, разрыв в благосостоянии разных групп населения усугубится, и все усилия последнего рекордного периода восстановления после предыдущего кризиса будут сведены на нет", - сказал Пауэлл.
Не то чтобы мы что-то делали сильно не так, а кризис выявил аномалии и теперь нужно устранить перекосы, прежде чем тратить деньги на восстановление. Ничего подобного: мировая экономическая машина работала относительно сносно, организм был здоров и рос, пусть и вяло, но его поразил вирус. И потому операции не требуется, достаточно искусственного дыхания, мощной дозы адреналина в виде антикризисных денежных вливаний - и все запустится с прежней силой.
Ситуация как никогда располагает к этому: ставки кредитов находятся на нуле, как и инфляционные ожидания. Развитые страны могут брать деньги в долг бесплатно. И история подсказывает, что это надолго, что лишь ободряет сторонников масштабного стимулирования спроса и производства за счет бюджета.
В недавно опубликованной работе три экономиста оценили последствия прошлых пандемий и пришли к выводу, что в отличие от войн, от нашествия бактерий и вирусов мир восстанавливается десятилетиями, и последствия ощущаются в среднем около 40 лет.

Европа подсчитала убытки от коронавируса

Коронавирус и карантин погрузили европейскую экономику - вторую по размеру в мире после американской - в самый глубокий кризис за всю ее послевоенную историю. Худшие ожидания оправдываются: Евросоюз беднеет быстрее, чем остальной мир.

ЕС более других на Западе пострадал от коронавируса и ввел самый жесткий карантин. Теперь он пожинает плоды эпидемии. Согласно свежим данным Евростата, экономика ЕС сократилась на 3,5% за первые три месяца 2020 года.
Такими темпами она упадет на 13% за год, и Европа недосчитается почти 2 трлн евро. И это при том, что еще примерно столько же ей придется потратить на борьбу с вирусом и кризисом.
Итоги первого квартала - лишь намек на будущие разрушения. Повсеместный карантин сковал ЕС только в марте, и основной удар по карману граждан и бизнеса придется на текущий второй квартал. Если вирус не отступит во второй половине года и экономика не начнет восстанавливаться, общий ущерб будет еще более существенным.
Европейский центробанк допускает, что падение ВВП по итогам года достигнет 12% в странах обращения евро. В Еврозону входят 19 из 27 стран Евросоюза, и на них приходится 85% экономики ЕС, или 12 трлн из 14 трлн евро общего ВВП.
"Скорость и глубина падения экономики беспрецедентны для мирного времени, - сказала глава центробанка Кристин Лагард. - Масштаб спада будет всецело зависеть от того, сколько продлится карантин и насколько успешными окажутся меры поддержки людей и бизнеса".

Почему падает экономика?
Краткий ответ - из-за карантина. Чтобы понять, как именно карантин влияет на ключевое мерило экономического успеха в послевоенном мире - показатель ВВП, нужно вспомнить, как его рассчитывают.
Общий объем ВВП - это сумма потребления, инвестиций, госрасходов и чистого экспорта в отдельно взятой стране. В большинстве стран подавляющую роль в приросте ВВП играет первый компонент - потребление.
Именно по нему нанес удар карантин. Люди сидят по домам, меньше зарабатывают и меньше тратят; магазины и рестораны заколочены, запрещены туризм и массовые мероприятия - спортивные и развлекательные. Даже в гости с подарками ходить нельзя.
Все это уменьшает потребление. Во Франции, например, оно сократилось на 6% за первый квартал.
А спад инвестиций оказался вдвое существеннее - минус 12%. Бизнес не вкладывается в развитие, люди не покупают жилье, компании не создают запасы.
Две главные составляющие ВВП развитых стран, таким образом, тянут экономику ко дну. В условиях ограничений поддержать ее на искусственной вентиляции до лучших времен может третья составляющая - государственные расходы.
И власти стран, у которых есть деньги или возможность их занять, масштабно стимулируют экономику из бюджета.

Европе приходится хуже других

Крупнейший на планете политический союз с населением 450 млн человек пострадал больше других. На ЕС пришлось почти половина всех связанных с пандемией Covid-19 смертей.

В США - ведущую экономику мира - коронавирус пришел позже и навредил ей пока не так сильно.
Американский ВВП сократился на 1,2% в квартальном исчислении по сравнению с падением на 3,5% в ЕС. Если экстраполировать на весь год, как это принято у статистиков в США, годовые темпы падения европейской экономики в первом квартале превысили 13%, тогда как Америка ограничилась скромными 4,8%.
По итогам года Европа еще больше отстанет от конкурентов. По оценкам Международного валютного фонда, обвал в Евросоюзе (минус 7%) будет более существенным, чем в США (-6%) и Японии (-5%), а конкурент ЕС в борьбе за звание второй крупнейшей экономики мира - Китай и вовсе избежит падения (+1,2%).
Коронавирус вывел из строя мотор европейской экономики. Из четырех гигантов малой кровью обошлась только Германия, тогда как Франция, Италия и Испания оказались в лидерах и по смертности, и по продолжительности и суровости карантина.
В итоге при среднеевропейском темпе сокращения на 3,5% ВВП Франции упал на 5,8%, Испании - на 5,2%, а Италии - на 4,7%, причем для итальянцев это второй подряд квартал спада, то есть технически страна оказалась в рецессии.
Мир выходит из карантина, но не из кризиса
Страны снимают карантин одна за другой; освобожденное население разбегается по лужайкам и парикмахерским, спешит вернуться к работе и прежней жизни. Но вряд ли у всех получится, предупреждают экономисты и финансовые власти.
Даже если театры и офисы немедленно откроются вновь, деловая активность, занятость, зарплаты и производство уже не вернутся на те высоты, с которых их низвергла эпидемия Covid-19. Тому есть несколько причин.
Во-первых, немедленно все не откроется, поскольку вирус не побежден, вакцины нет, многие страны ждут второй волны, а некоторые еще не пережили первую. А значит, люди и бизнес боятся будущего и не спешат тратить деньги в прежних масштабах, подрывая основу современной экономики - потребление и инвестиции. Это во-вторых.
В-третьих, карантин оказался делом затратным. Невиданный со времен последней мировой войны паралич деловой, общественной, культурной и спортивной жизни наряду с коллапсом международной торговли потребовали от стран гигантских вложений в поддержание экономики на искусственном дыхании. Деньги эти придется возвращать, а значит, в будущем средств на развитие и нужды общества будет меньше, а налоги вырастут.
В-четвертых, когда ночь закончится, проснутся не все. Многие бизнесы - от авиакомпаний до ресторанов - не переживут карантин даже при поддержке властей. Многие люди лишатся работы, а найти другую в новых условиях будет непросто.
И даже если после спада в 2020-м деловая активность возродится в 2021 году, мировая экономика не сможет отыграть потери полностью и недосчитается почти 10 трлн долларов, подсчитал Международный валютный фонд. И еще по меньшей мере 10 трлн долларов мир собирается потратить на борьбу с кризисом.
Два десятка триллионов - это почти четверть всей мировой экономики и примерно в полтора раза больше бюджетных расходов всех стран планеты. Одного этого достаточно, чтобы повергнуть экономистов в уныние: после болезни можно быстро восстановить здоровье и вернуться к родным и на работу, но если счет за лечение превышает полторы годовых зарплаты, о скором возврате к былому благополучию говорить не приходится.
К тому же, большая часть выделенных на восстановление денег пришлась на богатые страны, и развивающимся еще предстоит выяснить, как финансировать самый сложный этап кризиса - не медицинский, а экономический.
Он чреват всплеском бедности, разобщенности, национализма и протекционизма, политической нестабильностью и спадом торговли - то есть, угрожает отбросить мир в конец прошлого века и свести на нет все усилия последних десятилетий в деле сокращения неравенства и нищеты на планете.
Каждый месяц тотального карантина и социального дистанцирования сокращает годовой прирост богатства любой страны примерно на 2%, подсчитали экономисты ОЭСР.
Когда оживет экономика, и выйдет ли Швеция победителем?
Выход из беспрецедентного кризиса мир нащупывает в густом тумане, как выразилась главный экономист МВФ Гита Гопинат.
На заре коронакризиса американские ученые проанализировали уроки предыдущей глобальной пандемии - "испанки" начала прошлого века, и пришли к выводу, что пока смертельный грипп бушевал, всем было одинаково плохо, а вот восстановление производства оказалось быстрее там, где власти быстро и масштабно ввели социальное дистанцирование и подтянули гигиену.
На этот раз жесткий карантин выбрало большинство стран. Но редкие островки свободы придали уверенности противникам такой политики. И первым примером для них служит Швеция.
Одна из ведущих стран и экономик Евросоюза не закрывала магазины и начальные школы, не запрещала людям выходить из дома. Власти ограничились рекомендациями населению соблюдать дистанцию и по возможности работать из дома, отменили массовые мероприятия и очные занятия в старших классах и университетах.
В итоге смертность в Швеции оказалась ниже, чем в наиболее пострадавших крупных государствах Европы, но в разы выше, чем в других скандинавских странах.
Однако и экономика Швеции пострадала не так сильно, как в других европейских странах. В первом квартале, по очень предварительным оценкам, она сократилась на 0,3%, тогда как в среднем в ЕС падение составило 3,5%, а в скованных жестким карантином Италии, Франции и Испании - в полтора раза существеннее.
Определенные выводы из этого можно сделать, однако вряд ли связь между жесткостью карантина и динамикой экономики прямолинейная, отмечает старший экономист шведского Handelsbanken Эрик Мейерссон. Равно как и динамику смертности, деловую активность определяет множество структурных факторов, существовавших и до пандемии.
Они же угрожают свести на нет все достижения Швеции в деле минимизации неудобств для бизнеса и граждан. Примерно половина экономики страны приходится на экспорт, а спрос на Volvo и другие товары и услуги в мире резко сократился.
В результате экономика страны упадет в 2020 году на те же 7%, что предсказывают Европе в целом, сказала на этой неделе министр финансов Швеции Магдалена Андерссон.
Шведы играют вдолгую и надеются, что их модель мягкого карантина сработает лучше, чем череда открытий и закрытий.

По материалам
www.bbc.com